Вера Пт Июл 20, 2007 8:27
по поводу возврата размещаю письмо-заключение аудиторской проверки, может кому-нибудь пригодится
Аудиторско-консалтинговая фирма
28 .02. 2005г.
Главному бухгалтеру
Письменная информация по документальному оформлению хозяйственных операций по сдаче-приемке строительно-монтажных работ.
ООО _______ направляет Вам информацию по одному из существенных замечаний, отмеченных в отчетах по аудиторской проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности ООО _______ за периоды 2003 - 2004гг.
Обществом ___________ принимались к учету акты выполненных работ по форме № КС-2 (Заказчик – _______), содержащие отрицательные значения выполненных видов работ, общей стоимости выполненных работ и НДС. Отрицательные значения вышеперечисленных величин противоречат прямому назначению используемой формы № КС – 2. Акт в данной форме составлен по инициативе Заказчика – _______. Отрицательные значения подразумевают стоимость возвратных материалов (например, получение возвратных материалов при разборке сооружений).
Обращаем Ваше внимание на то, что при разборке временных (не титульных) сооружений должен составляться акт по форме № КС – 9 для учета материальных ценностей, которые остались от разборки временных сооружений.
Если же производится демонтаж зданий и сооружений, то для оприходования материальных ценностей, полученных при разборке, используется акт по форме № М – 35, утвержденный постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100. Акт оформляет комиссия, назначенная приказом руководителя. Если демонтаж производится подрядным способом, то в состав комиссии включают представителя подрядчика.
Сдача и приемка работ по договору строительного подряда регламентируется статьей 753 Гражданского Кодекса РФ.
Акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) составляют, когда подрядчик (субподрядчик) выполнил строительно-монтажные работы и заказчик (генподрядчик) не имеет к ним претензий. Затем данные из этого документа подрядчик переносит в Справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3). Заказчик на основании этой справки расплачивается с Подрядчиком. Форма справки утверждена постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100.
Акт можно составлять и после каждого этапа работ, если в договоре предусмотрено, что строительство ведется в несколько этапов.
Таким образом, мы видим, что принятые заказчиком объекты становятся собственностью заказчика. Следовательно, все материалы и комплектующие объекта также являются собственностью заказчика. Поэтому при демонтаже байпасов или иных сооружений заказчик должен оприходовать у себя в учете материальные ценности, полученные в результате демонтажа. После этого заказчик вправе распорядиться данными материальными ценностями по своему усмотрению, в том числе передать подрядчику в переработку по накладной М-15, В случае, если оформленные и подписанные накладные по форме М-15, отсутствуют, у заказчика нет оснований списывать с учета материальные ценности, а у подрядчика принимать материальные ценности к учету на балансовых либо забалансовых счетах.
Также неправомерно указание в актах по форме КС-2 так называемого возврата материалов, с уменьшением стоимости принятых работ по акту. Если материальные ценности, принадлежащие заказчику на праве собственности, передаются подрядчику в счет оплаты выполненных работ, то это должно быть оформлено соответствующими документами по формам, которые содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Акт КС-2 не может являться основанием для оприходования подрядчиком материальных ценностей, равно как и для списания материальных ценностей с учета заказчиком.
В настоящее время сложилась ситуация при которой общая сумма по актам КС-2, утвержденных _____ и _______, не соответствует сумме принятых заказчиком работ, так как сумма по возврату материалов включается в общую сумму акта, что является неправомерным занижением суммы реализации со стороны подрядчика и, в то же время, неправомерно не оприходуются материалы заказчика в его учете и не отражается реализация заказчиком вышеуказанных материалов. Такая ситуация приводит к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость и со стороны подрядчика и со стороны заказчика.
Учитывая значительные суммы данных хозяйственных операций, их неверное отображение в бухгалтерском и налоговом учете приводит к ощутимым последствиям, как для организаций, так и для должностных лиц организаций в виде доначисления сумм налогов, штрафных санкций и других видов ответственности. А так как, например стоимость некоторых материалов (лом) после разборки сооружений у ________ является внереализационным доходом (Дт 10 – Кт 91.1) , то Заказчик должен быть готов к возможной встречной проверки контролирующих органов по поводу правильного отражения вторичных материалов.
Мы видим причину создавшейся ситуации в неверном истолковании того факта, что указанная в смете приблизительная стоимость материалов, которые заказчик планирует получить при демонтаже временных объектов или иных аналогичных случаях, тем самым уменьшив свои расходы по строительству и капитальному ремонту объекта за счет возможного вторичного использования материалов в своей деятельности, переносится в акт КС-2, который по своей сути может служить только для отражения стоимости выполненных работ и материалов, израсходованных на эти работы. Для оприходования и учета материалов, поступающих заказчику от демонтажа объектов, принадлежащих ему должны использоваться иные формы первичных документов, предназначенные для этого законодательством. Причем, считаем должным отметить то, что не ведется учет реального поступления материалов по их рыночной стоимости, как это предусмотрено правилами бухгалтерского учета, изложенными в Положении по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01: «…9. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Для целей настоящего Положения под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов…».
Доводим до вашего сведения:
В строительстве нормирование расходов материалов производится уже на стадии подготовки проектно - сметной документации, то есть до начала процесса строительства и до заключения договора строительного подряда. Нормы и нормативы расходов материалов, а также сметные цены собраны в строительных нормах и правилах (СНиП) и единых расценках.
В настоящее время действует отраслевой нормативный документ, в котором сформулированы основные требования СНиПов и документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности - Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-1.99, принятые и введенные в действие с 1 января 1999 г. Постановлением Госстроя России от 26.04.1999 N 31 (далее - Методические указания).
В п.1.1.1 Методических указаний подчеркивается, что действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя строительные нормы и правила - ч.4 СНиП "Сметные нормы и правила" (Государственные федеральные сметные нормативы - ГФСН-81) и другие сметные нормативные документы (в дальнейшем именуются - сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства. Они входят в Перечень нормативных документов по строительству, действующих на территории Российской Федерации, выпускаемый систематически Госстроем России.
Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий всех отраслей народного хозяйства.
Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
Сметные нормы могут быть использованы для определения потребности в затратах труда, строительных машинах, материалах, изделиях и конструкциях при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР).
Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных).
Стоимость возвратных материалов в проектно - сметной документации не учитывается. Их плановый объем определяется на основе норм и нормативов, утверждаемых руководителем строительной организации.
Рассмотрим учет так называемых возвратных сумм - то есть сумм стоимости материалов, которые учитываются при расчетах с заказчиком.
Особенности определения и учета возвратных сумм
В соответствии с п.2.8 СНиП IV-16-84 "Правила определения сметной стоимости строительства" в тех случаях, когда в соответствии с проектными данными осуществляются разборка конструкций (металлических, железобетонных и других), снос зданий и сооружений, в результате которых намечается получить конструкции, материалы и изделия, пригодные для повторного применения, или производится попутная строительству добыча отдельных материалов (камень, гравий, лес и др.), за итогом локальных смет на разборку, снос (перенос) зданий и сооружений и другие работы справочно приводятся возвратные суммы, т.е. суммы, уменьшающие размеры выделяемых заказчику капитальных вложений, не исключаемые из итога локальной сметы и из объема выполненных работ.
Возвратные суммы показываются отдельной строкой под названием "В том числе возвратные суммы" и определяются на основе приводимых также за итогом сметы номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий.
Стоимость таких конструкций, материалов и изделий в составе возвратных сумм определяется по цене возможной реализации за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в пригодное для использования состояние и доставке в места складирования.
Стоимость материалов, получаемых в порядке попутной добычи (камень, щебень, песок, лес и др.), при наличии возможности реализации определяется по сложившимся в регионе ценам.
В случае невозможности использования или реализации материалов от разборки или попутной добычи, подтвержденной соответствующими документами, их стоимость в возвратных суммах не учитывается.
Конструкции, материалы и изделия, учитываемые в возвратных суммах, следует отличать от так называемых оборачиваемых материалов (опалубка, крепление и т.п.), применяемых в соответствии с технологией строительного производства по несколько раз при выполнении отдельных видов работ. Неоднократная их оборачиваемость учтена в сметных нормах и составляемых на их основе расценках на соответствующие конструкции и виды работ.
В соответствии с п.3.5.10 Методических указаний за итогом сводного сметного расчета стоимости строительства указываются возвратные суммы, учитывающие стоимость материалов и деталей, получаемых:
- от разборки временных зданий и сооружений.
Возвратные суммы от реализации материалов и деталей, полученных от разборки временных зданий и сооружений, определяются в соответствии с п.3.5.4.2 Методических указаний - расчетами по ценам возможной реализации за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования;
- материалов и деталей, получаемых от разборки конструкций, сноса и переноса зданий и сооружений, в размере, определяемом по расчету.
Возвратные суммы, приводимые за итогом сводного сметного расчета, слагаются из итогов возвратных сумм, показанных справочно в объектных и локальных сметных расчетах (сметах).
Таким образом, возвратные суммы не исключаются из объема реализации, а лишь могут уменьшать задолженность заказчика за выполненные строительно - монтажные работы в случае, если заказчик продает подрядчику возвратные материалы с использованием документов установленной формы.
С уважением, Генеральный директор
читайте техническую часть к сборникам