На форуме одного из наших коллег невольно возникла тема «внимательного отношения к клиенту». Некоторые фирмы декларируют, а некоторые даже выполняют обещание сделать любую доработку по просьбе клиента бесплатно. Мы такого не обещаем и объясню почему.
Самый дилетантский подход – это любое предложение клиента, даже если оно вызвано явными проблемами в организации технологических процессов, взять под козырёк и сделать то, что он просит, не разбираясь в причинах необходимости доработок.
Положительный аспект этого - фирма выглядит, как «внимательно относящаяся к нуждам клиентов».
Отрицательный аспект - программа обрастает «нашлёпками», а внутренние проблемы клиента не решаются. Раньше и мы такими были. Кроме того, известная программистская мудрость гласит - "одно исправление в программу вносит две ошибки"…
Более профессиональный подход – это разобраться в причинах необходимости доработки, выяснить круг организаций, испытывающих аналогичные трудности, систематизировать данные и поставить задачу на КОМПЛЕКСНОЕ решение проблемы.
Отрицательный аспект данного метода - время решения задачи затягивается и отдельные клиенты, не будем указывать пальцем, говорят: «Зажрались Вы, ребята, не реагируете на нужды клиентов!», однако, внутренние проблемы клиента остаются не решенными.
Положительный аспект - если в процессе изучения ситуации выясняются технологические проблемы клиента, ему даются рекомендации по их устранению. Если клиент грамотный и без личностных проблем, он к ним прислушивается и проблема исчезает. Если же проблема действительно существует, то она решается сразу для всех настоящих и будущих клиентов.
Характерный пример:
На стыке ПТО и Бухгалтерии данные по остаткам материалов зачастую передаются прорабам и на основании них те делают списание по М-29. Такие фирмы требуют от компьютерщиков обратной связи от бухгалтерии к ПТО. А СПРАШИВАЕТСЯ – ЗАЧЕМ??? Чтоб прораб подогнал списание под остатки??? А кому это надо, кроме разгильдяев и воров?! Бухгалтерия учитывает приход, прораб даёт списанные материалы, а в случае возникновения красноты в остатках нужно разбираться: то ли бардак в приходовании накладных, то ли прораба надо гнать, потому, что он не представляет, что творится у него на объекте, то ли материалы просто воруют. Сначала надо делать списание КАК ПОЛОЖЕНО, СМОТРЕТЬ ПОЛУЧИВШУЮСЯ КАРТИНУ, а уж потом «подчищать хвосты» от посторонних глаз.
Мы работаем по второй методике, да и невозможно иначе, когда у тебя более 22 000 клиентов и накоплен огромный опыт взаимодействия с клиентами.
Хорошо это или плохо – вам решать …