С сайта КЦЦС
В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют целостная система определения стоимости строительства. Строительные организации обязаны осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документации, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Сметные нормативы используются при этом для определения затрат на строительство объекта.
Однако, действующие нормы и расценки на строительные, ремонтно-строительные, монтажные и пусконаладочные работы устарели и не учитывают применение высококачественных и высокопроизводительных машин и механизмов, новых технологий и материалов. На практике, строительные организации вынуждены «закладывать» в сметы и исполнительную документацию устаревшие расценки в ряде случаев с явно завышенными и неадекватными показателями затрат. Возникает ситуация, когда государство само создает условия для завышения сметной стоимости работ.
Сметы на строительство постоянно пересматриваются в сторону увеличения, зачастую в разы. Достоверность определения сметной стоимости строительства в проектной документации вызывает сомнения. Во многих проектах (около 85%) стоимость существенно завышается.
Несовершенство нормативно-правовой базы ценообразования приводят к искажению затрат на строительство, а иногда и к прямым припискам в сметах, завышению объемов выполненных работ и неправильному применению расценок.
При определении стоимости строительных работ и расчетах за выполненные работы имеют место следующие основные виды нарушений, приводящие к необоснованному завышению стоимости:
- производство работ без утвержденной рабочей документации;
- постоянная корректировка сметной стоимости за счет различного рода
дополнительных работ;
- несоответствие показателей расхода материалов при списании
и производственных норм расхода материалов (в особенности на скрытые работы);
- закупка материалов по заведомо завышенным ценам;
- несоответствие транспортных схем доставки материалов;
- завышение объемов выполненных работ;
- неправильное применение норм и расценок на работы по новым технологиям
работ, когда применяется импортная техника и современные материалы;
- учет затрат на эксплуатацию подержанной импортной строительной техники,
приобретенной подрядчиком, как новой;
- завышение затрат на подготовительные работы, трудно поддающиеся проверке;
- оплата выполненных ранее работ по текущим (более высоким) ценам;
- применение завышенных индивидуальных расценок и индексов пересчета сметной
стоимости, согласуемых на основе сговора с отдельными чиновниками и государственными структурами и т.п.
Кроме того, среди факторов приводящих к увеличению стоимости строительных работ можно выделить следующие:
- существенные задержки с проведением конкурсов (аукционов) на выполнение работ, заключением государственных контрактов и открытием финансирования;
- частая смена подрядчиков особенно на крупных объектах, имеющих длительные сроки реализации проектов;
- применение некачественных материалов и устаревших технологий;
- неумение организовать эффективный производственный процесс строительства;
- низкая квалификация рабочих и инженерно-технического персонала;
- «откаты» субподрядчиков генподрядной организации за т.н.
«генподрядные услуги»;
- несовершенство положений Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», позволяющих допускать к производству строительных работ сомнительных подрядчиков и «фирм-однодневок».
Масштаб стоящих перед строительным комплексом страны задач вызывает необходимость выработки новых подходов к правилам определения стоимости строительства. Если срочно не принять меры по разработке и внедрению новых правил, норм и расценок для определения затрат в строительстве, стоимость реализации проектов будет и дальше необоснованно расти.