mak Чт Окт 30, 2008 10:50
Всё должно быть в соответствии с документами. Самодеятельность здесь ни к чему.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 23 апреля 2008 г. N 188
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА
ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ,
РАЗДЕЛ "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ АРХИТЕКТУРЫ
И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
В соответствии с пунктом 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080), приказываю:
Утвердить Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности", согласно приложению.
Министр
Т.ГОЛИКОВА
Извлечение из Приложенияк Приказу Министерства
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
от 23 апреля 2008 г. N 188
ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК
ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ
РАЗДЕЛ "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ АРХИТЕКТУРЫ
И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий раздел Единого квалификационного справочника (далее - ЕКС) разработан с учетом требований Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (ч. I), ст. 16).
2. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности (далее - квалификационные характеристики) предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом организаций градостроительной сферы деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Квалификационные характеристики призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между работниками, а также установлению единых подходов в определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.
3. Квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов или служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и установление требований к необходимой специальной подготовке работников.
4. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела.
В разделе "Должностные обязанности" установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.
В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.
В разделе "Требования к квалификации" определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения должностных обязанностей, требования к прохождению повышения квалификации и квалификационной аттестации, а также требования к стажу работы.
Квалификационные характеристики предусматривают сертификацию соответствия руководителей и специалистов по видам их деятельности требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов.
5. В квалификационных характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование по оплате труда.
6. Применение должностного наименования "старший" возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность "старшего" может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование "старший" не применяется. В этих случаях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста I квалификационной категории.
Должностные обязанности "ведущих" устанавливаются на основе квалификационных характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности организации или ее структурных подразделений либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах (бюро), с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях. Требования к необходимому стажу работы повышаются на 1 - 2 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории.
Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей.
Квалификационные характеристики должностей начальников (заведующих) отделов служат основой при определении должностных обязанностей, требований к знаниям и квалификации руководителей соответствующих бюро, когда они создаются вместо функциональных отделов (с учетом отраслевых особенностей).
9. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И СМЕТНОЕ НОРМИРОВАНИЕ
9.1. ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА
Должностные обязанности. Разрабатывает сметную политику организации. Проверяет обоснованность стоимости строительно-монтажных работ и прочих затрат генподрядчика по тендерной документации или по предложениям к договору подряда на строительство объекта с учетом возможного удорожания в период строительства, обусловленного инфляцией, научно-техническим и социальным прогрессом, затратами на мероприятия по охране окружающей среды. Участвует в подготовке и согласовании договора подряда на строительство объекта. Организует подготовку и обоснование предложения о начальной цене контракта при проведении торгов на размещение заказов в строительстве, в том числе государственных и муниципальных. Осуществляет проверку получаемой от заказчика сметной документации и подготовку заключения об ее составе и качестве. Совместно с представителями субподрядных организаций согласовывает с заказчиком и проектной организацией локальные сметы, индивидуальные сметные ресурсные нормы и расценки на строительно-монтажные работы, калькуляции сметной стоимости материальных ресурсов, стоимости машино-часа эксплуатации строительных машин (в т.ч. новых высокоэффективных, импортных машин), индивидуальные нормы накладных расходов и сметной прибыли, расчеты стоимости работ и затрат, предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости строительства. Рассчитывает стоимость строительства, в том числе по отдельным ее составляющим. Участвует в выборе наиболее оптимальной схемы расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, учет оплаченных заказчиком выполненных работ, контрольные обмеры выполненных строительно-монтажных работ. Организует составление смет на дополнительные виды работ, затраты на выполнение которых не предусмотрены в соответствующих расценках, и согласовывает их с заказчиком и проектной организацией. Участвует в подготовке проектов договоров поставки материальных ресурсов с их поставщиками (производителями, посредниками), в согласовании изменений условий по вопросам ценообразования по заключенным договорам поставки; в подготовке необходимой документации для рассмотрения претензий в арбитраже; в формировании, обновлении и хранении данных о показателях расходов и стоимости ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях) на построенных подрядной организацией объектах, необходимых для создания фирменных элементных и укрупненных сметных норм и расценок; в подготовке данных, необходимых для формирования акта государственной приемочной комиссии по вводу объекта в эксплуатацию.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области градостроительной деятельности, распорядительные, методические и нормативные документы в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве; строительные нормы и правила; стандарты в строительстве; организацию разработки проектной документации, порядок ее согласования и утверждения; основы архитектурного и технологического проектирования зданий и сооружений; материаловедение; виды строительных конструкций; технологии строительных процессов и производства; организацию строительного производства; правила заключения договоров подряда и государственных контрактов на строительство; состав, содержание, порядок разработки и согласования сметной документации на различных стадиях инвестиционно-строительного процесса; порядок финансирования строительства, основы бухгалтерского учета и налогообложения в строительстве; экономику отрасли; организацию труда; основы управления строительством; прикладные программные продукты для автоматизации процесса составления сметных расчетов; законодательство о труде; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "Промышленное и гражданское строительство", "Городское строительство и хозяйство" и профессиональная переподготовка по направлению "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве"; стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет; повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет и наличие квалификационного аттестата на соответствие занимаемой должности.
9.2. ДОЛЖНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ИНЖЕНЕР-СМЕТЧИК
Должностные обязанности. Проверяет обоснованность стоимости строительно-монтажных работ и прочих затрат генподрядчика по тендерной документации или по предложениям к договору подряда на строительство объекта с учетом возможного удорожания в период строительства, обусловленного инфляцией, научно-техническим и социальным прогрессом, затратами на мероприятия по охране окружающей среды. Участвует в подготовке и согласовании договора подряда на строительство объекта. Участвует в подготовке и обосновании предложения о начальной цене контракта при проведении торгов на размещение заказов в строительстве, в том числе государственных и муниципальных. Осуществляет проверку получаемой от заказчика сметной документации и подготовку заключения о ее составе и качестве. Совместно с представителями субподрядных организаций согласовывает с заказчиком и проектной организацией локальные сметы, индивидуальные сметные ресурсные нормы и расценки на строительно-монтажные работы, калькуляции сметной стоимости материальных ресурсов, стоимости машино-часа эксплуатации строительных машин (в т.ч. новых высокоэффективных, импортных машин), индивидуальные нормы накладных расходов и сметной прибыли, расчеты стоимости работ и затрат, предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости строительства. Рассчитывает стоимость строительства, в том числе по отдельным ее составляющим. Участвует в выборе наиболее оптимальной схемы расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком. Ведет учет оплаченных заказчиком выполненных работ. Участвует в контрольных обмерах выполненных строительно-монтажных работ. Составляет сметы на дополнительные виды работ, затраты на выполнение которых не предусмотрены в соответствующих расценках, и согласовывает их с заказчиком и проектной организацией. Участвует в подготовке проектов договоров поставки материальных ресурсов с их поставщиками (производителями, посредниками), в согласовании изменений условий по вопросам ценообразования по заключенным договорам поставки. Участвует в подготовке необходимой документации для рассмотрения претензий в арбитраже, в формировании, обновлении и хранении данных о показателях расходов и стоимости ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях) на построенных подрядной организацией объектах, необходимых для создания фирменных элементных и укрупненных сметных норм и расценок, в подготовке данных, необходимых для формирования акта государственной приемочной комиссии по вводу объекта в эксплуатацию.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области градостроительной деятельности; распорядительные, методические и нормативные документы в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве; строительные нормы и правила, стандарты в строительстве; организацию разработки проектной документации, порядок ее согласования и утверждения; основы архитектурного и технологического проектирования зданий и сооружений; материаловедение; строительные конструкции; технологию строительных процессов и производства; организацию строительного производства; правила заключения договоров подряда и государственных контрактов на строительство; состав, содержание, порядок разработки и согласования сметной документации на различных стадиях инвестиционно-строительного процесса; порядок финансирования строительства; основы бухгалтерского учета и налогообложения в строительстве; экономику отрасли, организацию труда; основы управления строительством; прикладные программные продукты для автоматизации процесса составления сметных расчетов; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Инженер-сметчик I категории - высшее профессиональное образование по специальности "Промышленное и гражданское строительство", "Городское строительство и хозяйство" и профессиональная переподготовка по направлению "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве"; стаж работы в должности инженера-сметчика II категории не менее 2 лет; повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет и наличие квалификационного аттестата на соответствие занимаемой должности.
Инженер-сметчик II категории - высшее профессиональное образование по специальности "Промышленное и гражданское строительство", "Городское строительство и хозяйство" и профессиональная переподготовка по направлению "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве"; стаж работы в должности инженера-сметчика не менее одного года; повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет и наличие квалификационного аттестата на соответствие занимаемой должности.
Инженер-сметчик - высшее профессиональное образование по специальности "Промышленное и гражданское строительство" и профессиональная переподготовка по направлению "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве" без предъявления требований к стажу работы; повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет и наличие квалификационного аттестата на соответствие занимаемой должности либо среднее профессиональное образование по специальности "Строительство" и профессиональная переподготовка по направлению "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве"; стаж работы по профилю профессиональной деятельности не менее одного года; повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет и наличие квалификационного аттестата на соответствие занимаемой должности.