Страница 1 из 1

Как работать с материалом заказчика

СообщениеДобавлено: Пн Мар 27, 2006 18:01
RIK-man
Уважаемые коллеги!
Работа с материалами заказчика возникает постоянно. Приходилось сталкиваться с 4 основными спо-собами работы в таком случае (обобщение и своего и чужого опыта). Поделитесь опытом, как вы действуе-те в таких случаях.

---------------------------
№1 – поставка материалов заказчика без передачи Подрядчику
Документ_1 – нет
Документ_2 – КС-2, КС-3 (без материалов)
Списание материалов – у Заказчика
---------------------------
№2 – продажа материалов Подрядчику
Документ_1 – накладная, счет-фактура
Документ_2 – КС-2, КС-3 (в т.ч.материалы)
Списание материалов – у Заказчика
Учет – количественный, стоимостной
---------------------------
№3 –использование давальческих материалов
Документ_1 – накладная
Документ_2 – накладная
Списание материалов – у Заказчика
Учет – количественный, стоимостной (на забалансовом счете)
---------------------------
№4 – передача на ответств. хранение
Документ_1 – накладная
Документ_2 – накладная
Списание материалов – у Заказчика
Учет – количественный
---------------------------

*Документ_1 – документ, предоставляемый Заказчиком Подрядчику при передаче материалов
*Документ_2 – документ, предоставляемый Подрядчиком Заказчику при сдаче выполненных работ

Особенности таковы:
1 способ – для Подрядчика нет никаких проблем. Обычно мы при монтаже металлоконструкций про-биваем этот вариант
2 способ – обычно в процентовку включаем материалы по цене заказчика + трансп.и загот.-склад. расходы (как заказчик пропускает).
Была однажды такая ситуация: монтировали кровлю, все материалы Заказчик поставлял на объект, трансп.и загот.-склад. расходы = 0. У бухгалтерии возникает вопрос- по какой цене включать материалы в процентовку, с какой наценкой? Удалось договориться на 3 способ. А как вообще говоря правильно делать?
3 способ – при возврате материалов Заказчику могут возникнуть вопросы у налоговой. Она может расценить это как реализацию и заставить заплатить НДС. Мы в этом случае порядок документооборота прописываем в договоре.
4 способ – сами ни разу не использовали, известно только от других организаций

СообщениеДобавлено: Вт Мар 28, 2006 10:23
Мари
Для начала мысли про описанные Вами способы.
1. Теряете деньги , а именно – лимитированные. Норматив лимитированных разработан «от СМР», то есть от суммы с материалами. А Вы применяете этот норматив от суммы без материалов, то есть от суммы в три раза меньшей, чем следовало. Если только ( тогда пардон) Вы вычитаете стоимость материалов по смете за итогом КС-2, после начисления лимитированных. Но вот на разницу между сметной стоимостью материалов и фактической Вы лимитированные не накручиваете – то есть деньги теряете.
2. Это как «по правильному». Самый, по моему, распространенный способ ( это потому, что он правильный). Только Вы неверно пишете, что списание – у Заказчика. Списание – у Подрядчика . Он же ( подрядчик) этот материал купил, неважно у кого – у заказчика или еще у кого.
3. Та же проблема, что и по п. 1. Но, правда, учет все-таки ведется, а значит, есть возможность на фактическую стоимость материалов лимитированные посчитать. Кстати, сколько так работали, документ 1 назвается " акт передачи материала в переработку", а документ 2 называется "справка об использовании материалов".
4. Вообще неверное оформление.
Дело еще вот в чем. Оформление при передаче материалов подрядчику «на ответственное хранение» в принципе неверно. Передача «На ответственное хранение» и передача «в переработку» - очень разные вещи.
Подрядчик, получив материалы в переработку или по накладной М-15, обязан сделать входной контроль и, если нет нареканий, приступить к работе.
Подрядчик, получивший материалы «на ответственное хранение», обязан эти материалы подсчитать по количеству, положить на склад и ничего с ними не делать. Он же на хранение получил. Ему не поручали это в работу пускать. Тут могут быть проблемы и у заказчика, и у подрядчика. Если возникнет каверзный случай с качеством материалов или вообще с исполнением договора, может быть очень плохо.
монтировали кровлю, все материалы Заказчик поставлял на объект, трансп.и загот.-склад. расходы = 0. У бухгалтерии возникает вопрос- по какой цене включать материалы в процентовку, с какой наценкой? Удалось договориться на 3 способ. А как вообще говоря правильно делать?

А у Вас процентовку бухгалтерия оформляет? Удивляюсь, потому что это чисто сметные дела. Ну, да Ваше дело.
Насчет транспортных. Это чисто сметный вопрос, понятно, что бухгалтерия затруднилась. А я бы ответила так. Если заказчик Вам все привозит на стройку, то, конечно на транспортные вы не имеете никакого права. А вот на часть заготовительн-складских право имеете. Вы же материалы принимаете, храните, входной контроль делаете. Так вот если всего ЗСР 2% от цены франко-стройплощадка, от Ваши ЗСР, наверное, 0,1-0,3 %.

В общем и целом.
Работали мы способами 1-3. 4-ый – это что-то не то.
Правильно – способ 2. 1-ым и 3-им тоже можно, но , поскольку есть нарушения против классических правил ценообразования, то и стоимость работ искажается ( описала выше). Можно этого избежать, но надо стараться. Мы стараемся, получается.
Других способов не знаю.

СообщениеДобавлено: Чт Мар 30, 2006 15:56
RIK-man
Мария, благодарю за столь подробный ответ.

По поводу способа №2 – я, конечно, ошибся, разумеется списание у подрядчика.

Мне хотелось бы задать Вам еще такой вопрос.
Начну издалека. Я договорной работой занимаюсь недавно, опыта мало, захожу на сметные форумы, читаю, вопросы задаю. И у меня складывается впечатление, что большинство подрядных организаций ра-ботаю с заказчиками по классической схеме – «смета в ценах 2000 г. + договорной индекс» (понятно, ко-нечно, что с бюджетом эта схема единственная). А вот с частными заказчиками?
Раньше я работал в ДСК, там мы делали все строго по сметам, процентовали как положено ВЗиС, ЗУ и т.д., и т.п. Но там Заказчик – головная фирма внутри объединения, а смету выдавал свой проектный ин-ститут. Перешел в организацию, которая занимается чисто металлом – изготовление и монтаж, ну и при необходимости по мелочи общестроительные работы, чтобы субчикам не отдавать. Так вот, в промышлен-ном строительстве большинство организации (по крайней мере металлисты) по схеме «смета в ценах 2000 г. + договорной индекс» практически не работают. Используются укрупненные договорные расценки – за монтаж 1 т, м2, м3 и пр.
Понятно, что такой подход имеют и плюсы и минусы. Плюсы на мой взгляд – наглядность, простота в оформлении документов. Минусы – очевидные работы становятся как бы скрытыми (докажи потом заказчи-ку, что монтаж окон и ворот не учтен в расценке по устройству стенового ограждения. Мы уже так однажды налетели).
С другой стороны я прогнозирую такую ситуацию. Согласована договорная стоимость по схеме «сме-та в ценах 2000 г. + договорной индекс», подписан договор и смета к нему. Индекс твердый на весь период строительства. А потом при проверке актов заказчика утверждает: вот здесь вы неправильно применили расценку, здесь коэффициент и т.д, и т.п. Начинается бодание. То есть вывод – если заказчик не хочет пла-тить, у него гораздо больше возможностей осуществить снятие с такой сметы. Выше «сметный риск», если можно так выразиться. При работе с твердыми расценками заказчик по крайней мере может оспорить объ-емы, но не расценки.
Таким образом, подвожу итог. Возникли следующие вопросы:
1. Какой подход предпочитаете Вы?
2. При работе по классической схеме «смета в ценах 2000 г. + договорной индекс» насколько веро-ятна ситуация со «сметным риском», о котором я говорил выше? Может ли подрядчик в таком случае ут-верждать, что смета согласована, сметная стоимость в ценах 2000 г., расценки, коэффициенты, индекс корректировке не подлежат?
3. Как решаются проблемы при несогласии заказчика со сметой при проверке процентовок?
4. Какие особенности договора подряда по схеме «смета в ценах 2000 г. + договорной индекс»: фиксированные расценки, коэффициенты, индекс, применяемая нормативная база, гарантии заказчика, экспертиза сметы, ответственность, может быть еще что-нибудь? Спрашиваю, потому что с такими догово-рами работать пока не приходилось.

Заранее спасибо.

СообщениеДобавлено: Вт Апр 04, 2006 15:49
Мари
Вы такой вопрос задали….
Если я начну отвечать, то пост получится ну оооочень длинный.
Писать только часа два.
Попробую описать верхушку айсберга по этому вопросу. Что заинтересует конкретно- зададите вопросы.
Предпочитаю договора заключать на сметы ( в крайнем случае с четкими методами и ценовыми параметрами определения стоимости работ) , а не на укрупненные нормы.
Хотя действительно, в Вашем случае, если у Вас только монтаж и изготовление металлоконструкций … возможно это проще , и ни к чему огород городить со сметами.
Предпочитаю сметы, мало того, ресурсный метод. Терпеть не могу «смета+индекс». И всегда очень довольна, если заказчик позволяет ресурсный метод. Ну, или (что одно и то же по сути) – расчет индекса подрядчиком (с помощью ресурсного метода), а не индекс , публикуемый в сборниках Госстроя или кого нибудь еще. Причем люблю рассчитывать индекс на каждую статью затрат отдельно – ФОТ, ЭМ, материалы. Причем люблю, чтобы не на весь объект это делать, а каждый месяц свой индекс считать.
Я на этом форуме очень много трындела, что «Индекс – это средняя температура по больнице». Если интересует, почему, поищите мои посты – там много написано.

Как частный заказчик? Всяко он себя ведет. И ресурсный метод, и ресурсно-индексный, и базисно-индексный (как вы говорите – смета+индекс), и твердая цена, и укрупненные нормы. И в одном объекте смешиваем все методы….

Твердую цену считаю опасной вещью. На твердую цену договор можно заключать если только на окраску стен одной комнаты….. А для сложных объектов считаю нерациональным ( для подрядчика).
Риск есть при любом методе. Не бывает абсолютно предсказуемого и безопасного исполнения договора подряда. Вами описанный случай – очень распространенный.
И при любом раскладе любой заказчик может это проделать. Даже если юридически по договору не имеет права. Ну что тут делать – ну не работайте с такими заказчиками, которые «обрезают святое»……
4. Какие особенности договора подряда по схеме «смета в ценах 2000 г. + договорной индекс»: фиксированные расценки, коэффициенты, индекс, применяемая нормативная база, гарантии заказчика, экспертиза сметы, ответственность, может быть еще что-нибудь? Спрашиваю, потому что с такими догово-рами работать пока не приходилось.

Да в каждом конкретном договоре - свои особенности. Как говорил наш юрист "Дела веди так, как будто у тебя завтра арбитраж". То есть , заключая договор, проигрывайте ситуацию на несколько шагов вперед , как в шахматах, и пишите все условия в договор, чтобы себя обезопасить от неприятностей, как ценовых, так и технических.
Вообще, юридически, если Заказчик смету согласовал, пересматривать ее можно только по соглашению сторон. То есть Ваш заказчик нарушил условия договора и можно подавать на него в суд, требовать, чтобы он у Вас принял по согласованной сторонами смете…. И скорей всего, этот суд Вы выиграете… Но это теоретически. Практически в таких случаях никто в суд не подает – кто хочет ссориться с заказчиком, тратиться на юристов и экспертов ради 1-2 спорных пунктов сметы ? Даже если цена вопроса существенна.

СообщениеДобавлено: Вт Апр 04, 2006 20:18
Юлля
RIK-man писал(а):... Используются укрупненные договорные расценки – за монтаж 1 т, м2, м3 и пр.
Понятно, что такой подход имеют и плюсы и минусы. Плюсы на мой взгляд – наглядность, простота в оформлении документов. Минусы – очевидные работы становятся как бы скрытыми (докажи потом заказчи-ку, что монтаж окон и ворот не учтен в расценке по устройству стенового ограждения. Мы уже так однажды налетели).
...

Это намного проще можно сделать:
1. Составить протокол согласования договорной цены, в котором указываете перечень работ и указываете стоимость за едининцу измерения, в протоколе выделяете СМР и Материалы.
2. К протоколу согласования договорной цены составляете приложения - сметные расчеты на единицу работ.
Любую договорную стоимость необходимо доказать на основании чего она определена. Да и в дальнейшем эти расчеты могут пригодиться. Это при подписании договора "помучиться" придеться, зато при защите актов работа облегчится.
Если интересна сама форма, могу скинуть на мыло.

СообщениеДобавлено: Ср Апр 05, 2006 10:10
Юлля
Тех условия - это головная боль заказчика, запрашивает их Заказчик и выдают их только заказчику, если только Подрядчик не является Заказчиком -застройщиком