Давайте делиться опытом. Даже очень рад, что коллеги-экономисты появляются на форуме. Хоть я уже несколько лет как переквалифицировался в инженеры СДО, все-таки от экономического прошлого никуда не денешься
Я к каждому договору, соответственно к каждой своей смете или группе смет, делаю нечто вроде небольшого бизнес-плана - и самому полезно, и руководство требует. Бизнес-план в себя включает:
- смета, т.е. обоснование договорной цены
- график производства работ
- график финансирования
- расчет фонда заработной платы для бригады
- расчет затрат на строительство
- расчет налогов (ограничиваюсь НДС и налогом на прибыль)
- расчет показателей прибыли и рентабельности
Соответственно, в процессе работы собираем фактические затраты на строительство, анализируем план/факт.
Чтобы совместить сметные расценки и плановые/фактические затраты, использую подход с "укрупненными расценками", т.е. объединяю расценки таким образом, чтобы на такой комплексный вид работ реально было спланировать затраты. У нас специализированная субподрядная организация средних размеров, поэтому таких комплексных видов работ немного:
- устройство фундаментов (м3)
- изготовление металлоконструкций (т)
- монтаж металлоконструкций (т)
- монтаж ограждающих конструкций стен и кровли (м2) - сэндвич-панели, профлист
- монтаж конструкций заполнения проемов (м2) - окна, двери, ворота, фонари)
- устройство полов (м2)
ну и т.д.
Статьи затрат также формирую укрупненно:
- основные материалы (конструкции)
- вспомогательные материалы (выводятся в руб. на укрупненный показатель объема работ)
- з/плата, ЕСН
- механизмы (только краны, самосвалы,кскаваторы, т.е. то, что учитывается по путевкам и рапортам; средства малой механизации учтены во внутрифирменном нормативе накладных расходов)
- прочие затраты (перебазировка, проживание и перевозка рабочих и т.д. - все считается)
- накладные расходы - внутрифирменный норматив
- налогия для уплаты в бюджет (НДС и налог на прибыль)
Что нужно для каждого вида работ - известно, так что составление такого биснес-плана - максимум полчаса
Принцип использования укрупенных показателей чем хорош - разумная детализация. Не лезем в дебри расценок, а зрим в корень. Фактически сметные нормы и нормативы - они нужны просто для определения уровня цен; а вот такой бизнес-план - как раз и показывает, где выигрывает организация, а где теряет.
Алаверды...
P.S. Кстати, на форуме есть ветка "Экономика, планирование и оплата труда в строительстве". Нам пожалуй, туда